Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу
Процесс стажировки водителей при их приеме на рабочее место является важным этапом допуска специалиста к исполнению его должностных обязанностей. Многие трудящиеся при этом не понимают, зачем она нужна и при каких ситуациях является обязательной.
Стажировка подразумевает процесс, во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.
Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.
В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений. Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.
Нормативные акты
Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов:
- Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
- Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
- Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
- Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.
Зачем и когда нужна
Стажировка – это временной период, когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.
Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:
Читайте так же: Контрактная служба по 44-ФЗ и контрактный управляющий
- Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
- При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
- При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
- В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.
Для водителей можно применить две вышеописанные ситуации. Так, вновь принятый работник будет трудиться на первых сменах под руководством более опытного специалиста. Он также может проходить курсы для повышения квалификации (к примеру, для присвоения ему новой категории).
В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен.
Категории водителей
Содержание положения о стажировке в компании будет во многом зависеть от того, какую категорию имеет специалист:
- Первая. Человек ранее не работал на данной профессии, но при этом имеет образование и права категории «D».
- Вторая. Трудящиеся, которые были переучены на категорию «D» с категорий «С» и «В».
- Третья. Специалисты, не имеющие опыта вождения автобусов (им присвоен 1 и 2 класс).
- Четвертая. Люди, которые имеют право водить автобус, однако перерыв в работе составит более шести месяцев.
- Пятая. Водители, имеющие перерыв в работе более трех месяцев.
- Шестая. Водители, которые работали за одной маркой автомобиля, а будут вынуждены трудится на другой.
- Седьмая. Водители, которые будут переходить на новый маршрут. Их стажировка будет длиться не менее 4 часов. В случае если это горный регион, то не менее 8 часов.
Как проводится водительская стажировка
Стажировка проводится в следующем порядке:
- Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
- Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
- Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
- Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
- При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.
Обязанности и основные положения
Как правило, за проведение стажировки отвечают:
- Главный инженер. Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
- Ответственные лица, которые были назначены главным инженером. Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
- Непосредственные инструкторы, занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.
Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры. В качестве основных положений следует отметить следующие:
- Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
- Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
- Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.
Продолжительность и оплата
Продолжительность прохождения стажировки определяется в зависимости от характера работы и опыта водителя, претендующего на должность. В целом она может варьироваться от 4 до 8 часов.
Читайте так же: Образец заполнения анкеты на госслужбу
Так как во время стажировки водитель фактически начнет исполнять свои обязанности, то ему полагается заработная плата. Ее размер будет регламентироваться положениями, зафиксированными в трудовом договоре. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом, зарплата стажера не должна быть ниже штатных водителей компании.
После прохождения стажировки будет оформлен специальный бланк с оценкой результатов каждого этапа ее прохождения. После чего он передается в отдел кадров, где будет приниматься решение о дальнейшей судьбе специалиста.
В случае если окажется что водитель не получил достаточные навыки, его могут направить на повторную стажировку или же исключить из набора на должность.
Ответственность и штрафы
В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.
Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/priem-na-rabotu/stazhirovka-voditelej.html
Стажировка водителей при приёме на рабоу
Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка.
Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня.
Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.
Стажировка водителя: для новичков
Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.
Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.
Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.
Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.
Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.
Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.
Стажировка водителей: в каких случаях она необходима
Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение — доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.
Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.
Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.
Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.
Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку вредное или опасное производство. Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.
В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.
Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D — ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.
Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.
Правовая база стажировки водителей
Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов.
Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя.
Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.
Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.
Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.
Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.
Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.
Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.
Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах.
Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.
Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности.
В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.
В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.
В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.
Стажировка: практические вопросы
До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.
Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.
Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:
- по правилам вождения;
- по сервисному обслуживанию транспортного средства;
- по особенностям поведения в дороге;
- по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.
Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке.
До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке.
К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.
Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:
- Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
- Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
- Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.
Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.
Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.
Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.
Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.
Стажировка: сколько она длится
Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).
Временные нормативы для стажеров:
- Если водитель ни разу не работал на автобусе, то перед маршрутом он должен пройти практику протяженностью в 18 часов. На маршруте его занятия должны занимать 32 часа.
- Если имел место перерыв в работе в течение 3-х месяцев, то перед маршрутом водитель должен отработать 8 часов практикума и не менее 24 часов на трассе.
- Маршрутная стажировка при смене вида автобуса занимает 32 часа. При этом допускается непрохождение занятий собственно на маршруте.
- В случае корректировки маршрута или при введении нового маршрута водитель должен отработать на нем в качестве практикума 4 часа.
Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.
Стажировка водителей: к вопросу об оплате
Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.
Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной.
Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением.
Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.
Стажировка: как оформляются итоги
Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.
Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе.
Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик.
В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.
В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.
В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:
- лист стажировки водителя;
- программу стажировки;
- правила приема на работу водителей;
- правила проведения стажировки;
- практические рекомендации для проведения данного мероприятия.
Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями.
(38
Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/stazhirovka-voditelej.html
Стажировка водителей при приеме на работу | Читайте статьи журнала Кадровое дело
Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил.
Как и когда проводить стажировку водителей
Стажировка водителей при приеме на работу проводится непосредственно после прохождения профессионального отбора. До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку.
Подробнее о стажировке водителе йчитайте в статьях:
Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:
- пришли трудоустраиваться на работу сразу же после окончания учебы;
- имеют длительный перерыв в работе на должности водителя транспортного средства (более одного года);
- устраиваются работать на должность водителя горных маршрутов;
- переведены на новый тип транспорта или на новый маршрут перевозок пассажиров.
Стажировку проводит работодатель и самостоятельно определяет общее количество часов, а так же содержание стажировки. Необходимо проводить стажировку на том транспортном средстве и на том маршруте, на котором специалист будет самостоятельно работать в дальнейшем.
Скачайте документы по теме:
Стажировка водителей при приеме на работу состоит из инструктажей по охране труда, инструктажей безопасности дорожного движения, практики и проверки освоенных знаний. Все практические занятия проводятся под непосредственным руководством и под личным контролем водителя-наставника.
В ходе проведения инструктажей водитель получает соответствующую информацию о специфике выполнения своих трудовых функций, которые непосредственно связаны с перевозкой пассажиров или грузов.
Важно! Основная цель стажировки водителей при приеме на работу заключается в подтверждении, что все умения сотрудника, принятого на должность водителя, соответствуют квалификационным требованиям и специалист сможет самостоятельно управлять определенным транспортным средством.
В практику включают и управление ТС без выезда, с выездом на дороги, предназначенные для общего пользования. Сотрудники маршрутных транспортных средств практикуют управление ТС с выездом на дороги общего пользования, включая движение по проложенному маршруту без пассажиров, с пассажирами.
Водителя-наставника для новичка назначают из других опытных сотрудников-водителей, которые:
за последний год работы не совершали дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеют стаж управления соответствующим типом транспортных средств от трех лет – при стажировке водителей на предприятии, которые будут работать на легковых такси или грузовых автомобилях. И не менее пяти лет – при стажировке сотрудников на автобусах, трамваях или троллейбусах.
Какие документы оформлять после стажировки водителей при приеме на работу
По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Форма этого документа произвольная, но в нем обязательно отражают:
- порядковый номер;
- ФИО стажера;
- основные сведения о стажировочном транспортном средстве: тип, марка, модель ТС;
- ФИО водителя-наставника;
- дату, время и количество часов прохождения стажировки;
- замечания со стороны водителя-наставника по работе стажера;
- полное заключение о допуске нового сотрудника к самостоятельной работе от специалиста, который назначен ответственным лицом за обеспечение безопасности ДД, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.
В обязанности работодателя входит документальный учет проведенных стажировок каждого нового водителя. Стажировочные листы хранят не менее пяти лет.
Какие программы стажировки водителей использовать по охране труда
Необходимо учитывать, что транспортные происшествия всегда занимают верхние строчки рейтингов в статистике несчастных случаев на производстве.
Если при проверке выяснится, что стажировка водителей при приеме на работу по охране труда не проводилась, организацию оштрафуют до 130 000 рублей, причем сделать это могут за каждого водителя.
Если произойдет смертельный несчастный случай, должностному лицу может грозить уголовное наказание. Один из эффективных способов снизить травматизм водителей — грамотно организовать обучение и стажировку по охране труда.
На первом этапе проведите вводный инструктаж по охране труда, включите его в положение о стажировке водителей и разработайте программу вводного инструктажа по охране труда.
Важно! Вводный инструктаж проводится со всеми новыми специалистами, управляющими ТС, независимо от их образования и стажа работы. Также вводный инструктаж должны пройти и водители-ученики, которых направили в организацию на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда, но по приказу руководителя можно возложить обязанности по проведению инструктажей на любого работника независимо от того, есть ли в организации специалист по охране труда (письмо Минтруда России от 9 августа 2016 г. № 15–2/ООГ-2884).
Обязательное условие — этот работник должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в специализированной обучающей организации (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29, далее — Порядок № 1/29).
Разрабатывать программу вводного инструктажа, который входит в программу стажировки водителей по охране труда специально для водителей не нужно. Инструктаж проводите по общей программе вводного инструктажа для всех работников организации.
До работников доносят общую информацию по охране труда, учат безопасным методам выполнения работ, действиям при несчастном случае и о других особенностях производственного процесса конкретной организации.
Проведение вводного инструктажа зарегистрируйте в журнале.
Не путайте инструктажи по безопасности дорожного движения с инструктажами по охране труда. У инструктажей по безопасности дорожного движения свой порядок и периодичность, а также специальные требования к инструктору.
На основании положения о стажировке водителей на предприятии (образец) проводят два вводных инструктажа, которые не зависят друг от друга: по охране труда и по безопасности дорожного движения.
По решению работодателя их можно объединить, но в этом случае общий вводный инструктаж сможет проводить только тот специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД.
Стажировка водителей при приеме на работу включает и обучение по охране труда, который проводят по разработанной внутри организации программе. В программу обучения по охране труда включите раздел «Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».
Первую помощь пострадавшему необходимо оказывать немедленно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, которая вызвала травму, поэтому водители должны знать алгоритм действий при несчастном случае и уметь оказывать первую помощь.
Так как сотрудник управляет средствами повышенной опасности, обучение по охране труда сопровождают стажировкой на рабочем месте. Чтобы сократить число аварий и уменьшить уровень травматизма в организации, для качественного проведения стажировки отбирают опытных наставников.
Формальное проведение стажировки специалистов, управляющих ТС — это наиболее частая ошибка организаций, цена которой человеческая жизнь.
Во время стажировки водителей при приеме на работу новички выполняют работы только под руководством наставника.
Продолжительность стажировки устанавливает руководитель с учетом опыта работы на данном виде транспортного средства, но не менее трех смен. В приказе о прохождении стажировки указывают ее продолжительность и назначают наставника.
После обучения и стажировки водители проходят проверку знаний. В организации разрабатывают экзаменационные билеты, по которым работники могут подготовиться к проверке знаний по охране труда (образец экзаменационных билетов для проверки знаний водителей смотрите по ссылке).
Если программа стажировки водителей на предприятии не доработана, новичок покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством и не пройдет проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе его не допускают. В организации издают приказ, в котором указывают, что водитель транспортного средства не прошел стажировку и не допущен к самостоятельной работе.
Пересдать экзамен можно через месяц. Сотрудники, управляющие ТС, проходят ежегодную проверку знаний по охране труда, без которой они не могут приступать к работе (п. 2.
2 Типовой инструкции № 1 по охране труда для водителей автомобилей ТОИ Р‑200‑01‑95, утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27 февраля 1996 г. № 16).
После того как специалист успешно сдаст экзамен, его можно будет допустить к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом.
Стажировка водителей автобуса на предприятии: новое положение
Стажировка водителей автобусов при приеме на работу проводится под руководством наставника. Стажер водит автобус по установленному маршруту. Стоит учитывать, что стажировка водителя автобуса состоит из предмаршрутной и маршрутной части.
На предмаршрутном обучении изучают теорию. Перед проведением предмаршрутной стажировки осуществляют группировку учащихся с учетом категорий. Теорию преподают обученные работники служб безопасного движения совместно с наставниками.
Как провести стажировку-инструктаж водителей на предприятии по БДД
В программу стажировки для водителя автомобиля входят инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД). Они обязательны для всех водителей. Такие инструктажи подразделяются на:
- вводные;
- предрейсовые;
- сезонные;
- специальные.
Для новичков проводят вводный инструктаж, который входит в программу стажировки водителей при приеме на работу, на занятиях рассказывают:
- общие сведения об организации;
- о требованиях к водителям по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств;
- о правилах внутреннего трудового распорядка;
- о порядке прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- об условиях прохождения предрейсового контроля технического состояния ТС;
- о нормах загрузки ТС (а для пассажирских перевозок — общая пассажировместимость);
- об особенностях обслуживания инвалидов при проведении пассажирских перевозок;
- об основных данных аварийности на маршрутной сети, об обстоятельствах и причинах ДТП;
- о документах, необходимых для перевозок пассажиров и (или) грузов.
Источник: https://kdelo.ru/art/384934-stajirovka-voditeley-pri-prieme-17-m11
Как проходит стажировка водителей при приеме на работу: правила и порядок проведения — Ваш юридический консультант по трудовому праву
Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация. Именно поэтому стажировка водителя перед приемом на работу является важной процедурой, которая проводится в большинстве крупных организаций.
В период стажировки водитель адаптируется к условиям, в которых ему предстоит работать.
Согласно законодательству, стажировка является обязательной процедурой:
- при приеме на работу водителя сразу после окончания им обучения;
- при приеме на работу водителя, водительский стаж которого прерывался более чем на один год;
- при трудоустройстве водителя в новую организацию, вне зависимости от его водительской категории и стажа вождения;
- при переводе водителя на работу с новым транспортным средством.
Также обязательную стажировку проходят водители, работа которых связана с движением в горных массивах.
Порядок прохождения стажировки
Стажировка проводится по установленным правилам, согласно которым за водителем закрепляется обучающее лицо из числа самых опытных сотрудников организации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками работы на определенном транспортном средстве.
Назначение лиц, ответственных за стажировку, выполняется по приказу руководителя организации, в котором отражаются цели и задачи обучения и его непосредственные участники. Закрепление происходит на весь период прохождения обучения.
К обучающим лицам предъявляются отдельные требования:
- наличие опыта вождения более пяти лет;
- наличие опыта вождения грузовых автомобилей более трех лет;
- отсутствие нарушений правил дорожного движения.
Стажировка осуществляется на том транспортном средстве, которое впоследствии будет использоваться водителем на маршруте.
Вождение машины осуществляется водителем самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда при первых выездах обучающим лицом разъясняются особенности движения на маршруте.
Оценка теоретических знаний
Прохождение стажировки обычно осуществляется в несколько этапов:
- оценка теоретических знаний водителя;
- управление транспортным средством, на котором будет работать водитель, на специальной площадке;
- движение по будущему маршруту с водителем-наставником;
- контрольная поездка по будущему маршруту с пассажирами или грузом под контролем водителя-наставника.
Во время первого этапа определяется уровень знаний правил дорожного движения. Оценка знаний проводится в виде экзамена, на котором водителю задается не менее 20 вопросов. Ошибаться здесь практически нельзя: при наличии более двух ошибок стажировка прекращается. При этом пересдавать теорию можно не более трех раз.
Если экзамен сдан успешно, начинается практическая часть стажировки.
Оценка практических навыков водителя
Для начала управление транспортным средством осуществляется на специальной площадке.
Во время этого этапа отрабатываются следующие действия:
- осмотр и устранение неполадок ТС в начале смены;
- езда на ТС в указанном направлении;
- отработка движения на различных поверхностях (спусках, подъемах, неровностях, ямах и т. д.);
- торможение и остановка ТС на разных скоростях;
- отработка разворотов без создания помех на дорогах.
Следующий этап стажировки предполагает поездку по будущему маршруту.
На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки:
- управление ТС на проезжей части, соблюдение безопасной дистанции с другими автомобилями;
- безопасная смена направления движения;
- выбор оптимального скоростного режима;
- правильная установка и закрепление грузов на ТС;
- правильное оформление товарно-транспортных и путевых листов.
Заключительным этапом является контрольная поездка водителя по маршруту. Во время этой поездки водитель самостоятельно управляет ТС с пассажирами или грузом.
Обучающее лицо при этом оценивает способности водителя к безопасному управлению машиной, соблюдение им правил эксплуатации ТС, скоростных режимов и графиков движения.
Сколько длится стажировка водителя
Продолжительность стажировки зависит от характера работ, которые предстоит выполнять водителю.
К примеру, для водителей автобусов установлены следующие правила:
- для водителей, получивших права категории D и ранее не работавших – 61 час перед маршрутом и 163 непосредственно на маршруте;
- для водителей, прошедших переподготовку с категорий В и С на категорию D – 30 часов перед маршрутом и 72 часа непосредственно на маршруте;
- для водителей, не имеющих опыта управления автобусом – 18 и 32 часа соответственно;
- для водителей, имеющих опыт управления автобусом, но допустивших перерыв в водительской практике – 8 и 16 часов;
- для водителей, сменивших модель автобуса – 32 часа стажировки на маршруте;
- для водителей, сменивших маршрут – 4 часа стажировки на маршруте (или 8 часов стажировки в сложной местности).
Оформление стажировки и оплата
Стажировка водителя при приеме на работу требует особого порядка оформления. После завершения испытаний на водителя оформляется лист стажера, в который вносятся результаты прохождения всех этапов стажировки и замечания наставника (при их наличии). Лист подписывает обучающее лицо и сам стажер, после чего он передается в кадровую службу.
Если результаты прохождения испытания удовлетворительные, кадровой службой выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации.
После этого водитель может приступать к самостоятельному управлению транспортным средством.
Если результаты стажировки неудовлетворительные, водитель может быть исключен из списка кандидатов или направлен на повторное прохождение испытаний.
Уровень зарплаты указывается в трудовом договоре. При этом водитель-стажер не может получать меньше, чем работающий водитель, исключение составляют лишь премии и надбавки, которые стажерам не положены.
Работа водителя-наставника также оплачивается, при этом он должен получать надбавку в размере не менее 5% от заработной платы, установленной для него ранее.
Источник: https://trydpravo.com/priemnarabotu/stazhirovka-voditelej.html
Безопасность дорожного движения, Правила дорожного движения, БДД
Автор Виталий, рубрики: Без рубрики, Для специалистов
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
Автор Виталий, рубрики: Техническое обеспечение БДД
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте продолжим разбираться в тонкостях обеспечения безопасности движения на предприятии.
Сегодняшняя статья посвящена организации контроля за работой водителей на линии и проверки технического состояния транспортных средств.
Мы с Вами, практически, разобрались с вопросами обеспечения профессиональной надежности водителей, а также обеспечением технической составляющей БДД на предприятии. Теперь необходимо организовать контроль за выполнением […]
Автор Виталий, рубрики: Для водителей
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Как и обещал в предыдущей статье, начинаю цикл статей, посвященных повышению дорожной грамотности водителей.
Давайте начнем разбираться в правах и обязанностях представителей власти на дорогах (сотрудников ГИБДД).
Основным документом, регламентирующим поведение сотрудника ДТП при несении службы, является Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками […]
Автор Виталий, рубрики: Для водителей
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Что меня подвигло к написанию данной статьи? Проведя сегодня некоторое время за рулем своего автомобиля, пришел к выводу, что неправильно как-то все устроено в этой жизни. Вот некоторые из размышлений. Господа в зеленых жилетах изо всех сил пытаются пополнить бюджет, выписывая направо и налево штрафы за, якобы, нарушения правил дорожного движения, […]
Автор Виталий, рубрики: Создание службы БДД, документация
Tweet Добрый день, дорогие друзья! Давайте продолжим разбираться с темой обеспечения безопасности движения на предприятии.
Продолжаю цикл статей, посвященных обязанностям должностных лиц предприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сегодняшняя статья посвящена руководителям и специалистам подразделений, непосредственно связанных с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств.
Начальник автоколонны (транспортного участка) Является руководителем и непосредственным организатором производства и […]
Автор Виталий, рубрики: Создание службы БДД, документация
Tweet Добрый день, дорогие друзья! Давайте продолжим разбираться с темой обеспечения безопасности движения на предприятии.
Продолжаю цикл статей, посвященных обязанностям должностных лиц предприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сегодняшняя статья посвящена руководителям и специалистам отделов и служб предприятия. Начальник службы безопасности дорожного движения В настоящей статье я не буду останавливаться на обязанностях начальника службы […]
Автор Виталий, рубрики: Создание службы БДД, документация
Tweet Добрый день, дорогие друзья! Давайте продолжим разбираться с темой обеспечения безопасности движения на предприятии.
Предлагаю Вам цикл статей посвященных обязанностям должностных лиц предприятия, имеющего в своем составе автотранспорт, в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сегодняшняя статья посвящена первым лицам предприятия (директору, главному инженеру и главному бухгалтеру).
Автор Виталий, рубрики: Обеспечение надежности водителей
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Тема моей сегодняшней статьи посвящена организации на предприятии учебного класса безопасности дорожного движения. Итак, начнем.
Для проведения профилактической работы по обеспечению безопасности перевозок с водительским составом на предприятии должен быть организован учебный класс.
Размеры помещения и число мест в классе определяются исходя из фактической численности водителей. Рекомендуемые параметры (число водителей – […]
Автор Виталий, рубрики: Обеспечение надежности водителей
Tweet Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте продолжим разговор на тему обеспечения профессиональной надежности водительского состава. Речь в данной статье пойдет о проведении теоретических занятий с водителями, чей стаж работы составляет менее 5 лет, о требованиях по обеспечению безопасности движения в осенне-зимний период эксплуатации транспорта.
Автор Виталий, рубрики: Обеспечение надежности водителей
Tweet Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Сегодняшняя статья посвящена стажировке водителей.
Источник: https://bdd-vsem.ru/stazhirovka-voditeley/
Требования к водителю при приеме на работу, обязательна ли стажировка
Для обеспечения профессионализма персонала большинство транспортных компаний при приеме на работу устраивают водителю стажировку.
Представленное мероприятие является обязательным для соискателей на должность, а по результатам его прохождения выносится окончательное решение нанимателя о возможности последующего трудоустройства гражданина.
Стажировка должна научить водителя предпринимать правильные действия в реальных условиях, сводить к минимуму вероятность ДТП и случаи травматизма. На законодательном уровне устанавливаются строго определенные требования к проведению данного мероприятия, которые полезно знать каждому водителю.
Когда проводится стажировка?
Стажировка неизменно проводится при приеме водителя на работу или после окончания его профильного обучения.
Главное целью такого испытания считается развитие, закрепление и совершенствование профессиональных навыков, благодаря которым будет достигнуто безопасное управление транспортным средством на маршруте. Кроме того, обязательная стажировка водителей предусмотрена в следующих случаях:
- при смене места работы (предприятия);
- при перерыве в специальности, превышающем 12 месяцев;
- при использовании нового вида транспорта (для водителей автобусов, грузовиков и др.).
Требования ТК РФ также предполагают стажировку при усложнении рабочих условий или изменении маршрута. К примеру, ранее водителю приходилось осуществлять движение только по городу, однако в связи с производственной необходимостью его перевели на маршрут в горном массиве.
Дорожное полотно в такой местности крайне узкое и извилистое, поэтому для привития определенных навыков сотруднику устраивается стажировка.
Особенно актуально это мероприятие для водителей пассажирских автобусов, поскольку от их профессионализма зависят жизни и здоровье пассажиров.
Основные правила проведения стажировки
Как любой другой обучающий процесс, стажировка имеет свои требования и установленный порядок проведения. Ключевыми правилами рассматриваемого мероприятия стали:
- назначение обучающего лица из числа наиболее опытных сотрудников организации;
- закрепление стажера за одним наставником на протяжении всего времени обучения;
- по окончании стажировки предусмотрен прием вождения ответственным лицом.
Читаем по теме: Нужен ли военный билет при приеме на работу?
Стажировка должна осуществляться на той марке автобусов (грузовиков), которые впоследствии будут использоваться на маршруте. У водителя-наставника стаж работы обязан составить не менее 5 лет на требуемой категории транспортных средств и не менее 3 лет на шасси большегрузных автомобилей.
К тому же, за упомянутый период они не должны по своей вине совершить ДПТ или грубо нарушить правила дорожного движения.
О назначении лиц, ответственных за проведение стажировки, издается соответствующий приказ предприятия, в котором подробно освещены цели и задачи мероприятия, а также его участники.
Основные этапы стажировки
Стажировка для водителей автобусов, как и других транспортных средств, проводится в несколько последовательных этапов. Чаще всего список основных стадий описываемого мероприятия включает:
контроль теоретической части;
- вождение в парковой зоне или на специальной площадке;
- езда по городу (или на будущем маршруте) с водителем-наставником;
- контрольная поездка с грузом и пассажирами под присмотром ответственных лиц;
- оформление документов с зафиксированными в них результатами проверки стажера.
Проверка знаний ПДД при приеме на работу осуществляется с помощью экзамена, на котором соискатель решает билеты.
Требования данного испытания предусматривают правильные ответы на 20 предложенных вопросов, причем неправильных ответов должно быть не более 20% от общего количество (то есть не более 2). Для лиц, не прошедших этот этап, дальнейшая стажировка с использованием транспортного средства запрещена.
Допускается сдача не более трех экзаменов, а после успешного прохождения теоретического испытания водителю выдается специальный лист, где отображены результаты проверки знаний ПДД.
За время поездок в парковой зоне или на специальных площадках (автодромах) водителю автобусов, грузовиков и других транспортных средств необходимо научиться трогаться как на горизонтальной поверхности, так и на подъеме, производить торможение, полную остановку машины при различных скоростных режимах, ехать в требуемом направлении, а также разворачиваться без создания помех другим участникам дорожного движения. Стажер обязан научиться осуществлять прием транспортного средства после предыдущей смены, выполняя его детальный осмотр и своевременно устраняя обнаруженные поломки (дефекты). Дополнительно водителю автобусов или другого пассажирского транспорта следует ознакомиться с планом эвакуации людей при возникновении аварийной ситуации или пожаре в салоне.
Читаем по теме: Как заполнить анкету при приеме на работу
Выезд на линию – ключевой этап стажировки
После овладения базовыми навыками вождения стажеру предстоит совершить несколько запланированных поездок по маршруту в сопровождении инструктора. Этот обучающий этап крайне важен, поскольку помогает водителю приобрести уверенность в своих силах и научиться маневрировать в условиях будущей профессиональной деятельности. Список главных действий, которыми должен овладеть стажер, включает:
- правильное размещение транспортного средства на проезжей части;
- безопасное прохождение поворотов или изменение направления движения;
- использование технического оснащения авто (зеркал заднего вида, оптики и др.);
- соблюдение дистанции и безопасного обгона других участников дорожного движения.
Помимо перечисленных умений, водителю автобусов и других видов транспорта нужно уметь надежно закреплять груз, а также обозначать его в соответствии с правилами дорожного движения, если габариты перевозимого элемента превышают разрешенные размеры.
Нередко при приеме на работу наниматель интересуется, разбирается ли потенциальный сотрудник в товарно-транспортных или путевых листах, может ли их правильно оформить при необходимости.
Особенности заполнения таких документов должны подробно изучаться во время стажировки, поэтому знать, как заполнять накладные на груз (прочие бумаги) соискателю совершенно не обязательно.
Отдельно отрабатываются стажером движение в местах интенсивного скопления пешеходов, разъезд машин на ограниченном участке пространства, выбор оптимального скоростного режима при различных погодных условиях.
Инструктор обязан научить водителя предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях, например, при ослеплении фарами встречного автомобиля в ночное время суток.
К концу этой стадии обучения стажер должен самостоятельно управлять требуемым транспортным средством без вмешательства в процесс вождения инструктора, что гарантирует успешную сдачу контрольного заезда.
Завершающий этап стажировки
Следующим этапом при приеме на работу станет контрольный заезд, по результатам которого уполномоченные лица примут решение о допуске соискателя к профессиональной деятельности. Такая поездка выполняется либо с грузом (иногда без него), либо с пассажирами, исходя из специфики будущей работы.
При прохождении данного испытания проверяются следующие способности стажера:
- следование ППД;
- владение приемами безаварийного вождения;
- соблюдение правил технической эксплуатации машин;
- наличие/отсутствие задержек в графике движения транспортного средства.
После прохождения контрольного заезда заполняется специальный лист, где отражены все замечания ответственных лиц, выявленные при проверке.
Обязательно в таком документе должны быть поставлены подписи водителя-наставника и стажера, что свидетельствует об их полном согласии с результатами испытания.
Данная бумага передается кадровой службе, которая выносит определенный вердикт о приеме соискателя на должность. Подпись директора предприятия или руководителя транспортной службы окончательно подтверждает прием нового водителя в штат.
Если стажер не сдал контрольный заезд, то в документе выносится неудовлетворительная оценка, а сама бумага направляется ответственному за прием на работу лицу.
Далее начальник транспортного отделения принимает решение о целесообразности продолжения стажировки, либо исключения соискателя из потенциальных кандидатов на должность.
Сроки стажировки определяются в индивидуальном порядке, исходя из выявленных у сдававшего контрольный заезд лица недочетов, а также замечаний инструктора.
Таким образом, при приеме на работу или в других случаях, предусмотренных отечественным законодательством, водителю предстоит пройти стажировку. Это ответственное мероприятие призвано адаптировать обучаемого к новым условиям вождения и непосредственно влияет на последующее трудоустройство гражданина.
Источник: https://kadryprof.ru/trudoustrojstvo/priem-na-rabotu/stazhirovka-voditelej-pri-prieme.html