Общественный контроль за охраной труда

Нюансы общественного контроля за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Обратите внимание

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень – ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

  • контролировать выполнение работодателем установленных законом норм работы на производстве;
  • защищать интересы работников в государственных или муниципальных органах по возникшим трудовым спорам;
  • ознакомлять работников с их законными правами на производстве и др.

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Примеры журналов:

Журнал регистрации вводного инструктажа

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

Журнал технического обслуживания и ремонта

Журнал учета выдачи инструкций

Журнал учета инструкций по охране труда

Пример

Общественный контроль за охраной труда в организациях защищает интересы работника и при возникновении трудовых споров.

Например, руководство ООО «Хлебопродукты», задерживало работникам заработную плату на две недели. Письменное обращение к директору за подписью председателя комитета по охране труда не привело к результатам. Профсоюз обратился в прокуратуру, после чего заработная плата была выплачена и руководство предприятия сменилось.

Чаще всего профсоюзы контактируют с органами власти, и представлять интересы работников в судебных органах приходится редко. Вопросы нарушения условий труда, отдыха и выплаты заработной платы чаще всего решаются при первом же обращение профсоюзов в органы власти.

Итог

Подводя итоги, нужно повторить, что обязанность работодателя – организовать безопасный труд наемному работнику, а проконтролировать выполнение этих обязанностей призваны общественные контролеры в лице профсоюзных организаций и уполномоченных представителей.

Трудовой кодекс РФ дает право работникам участвовать в управлении предприятия лично или через своих представителей.

Источник: https://kadriruem.ru/obshhestvennyj-kontrol-za-ohranoj-truda/

Общественный контроль за охраной труда на предприятии

В настоящее время такого понятия, как общественный контроль за охраной труда, в законодательстве нет. Данный закон был упразднен в 2006 году, когда в силу вступили изменения, касающиеся охраны труда в ТК РФ. Сейчас создаются комиссии или комитеты, либо выбирается уполномоченный по охране труда.

Общественный контроль за охраной труда

Статья 218 ТК РФ разрешает создавать комиссии по охране труда. Инициировать их создание может:

  • Работодатель;
  • Работники;
  • Представительный орган работников (профсоюз).

Помимо этого, может быть выбран уполномоченный представитель от работников организации по охране труда.

Уполномоченного можно выбрать, даже если на предприятии нет органа, представляющего интересы работников на постоянной основе.

Работодатель не вправе препятствовать образованию комиссии по ОТ или выбору уполномоченного представителя.

В законодательстве нет прямого указания на то, в компании должен быть организован общественный контроль за охраной труда. Но при этом статья 229 ТК РФ прямо указывает, что при формировании комиссии для расследования несчастного случая в ее составе должен находиться представитель работников по ОТ.

Поэтому, даже если на предприятии нет профсоюза, либо другого представительного органа работников, необходимо провести общее собрание трудового коллектива и выбрать уполномоченного по охране труда.

Создание комиссии по ОТ

В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Они выбираются представительным органом либо общим собранием работников.

Для того чтобы данный орган мог пользоваться всеми положенными ему правами, его создание необходимо оформить документально.

Документами, которые подтвердят создание комитета по ОТ, могут быть:

  • Протокол общего собрания работников или профсоюза;
  • Решение представительного органа работников;
  • Приказ профсоюзной организации о создании комиссии.

Сведения о выбранной комиссии должны быть доведены до работодателя, который в свою очередь издает приказ по организации о назначении комиссии по ОТ.

Выбранный орган будет действовать на основании Положения о комиссии (комитете) по охране труда. Положение можно составить на основе типового документа, утвержденного приказом Минтруда от 24.06.14 г. за № 412н.

Выбор уполномоченного по охране труда осуществляется в том же порядке.

Права уполномоченных по ОТ

Права, которыми наделены органы общественного контроля по охране труда, прописаны в статье 370 ТК РФ.

Они имеют право:

  • Контролировать выполнения законодательства по ОТ, как федерального, так и локального;
  • Инициировать и организовывать проведения экспертизы условий работы;
  • Участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
  • Получать от представителей работодателя всю информацию, касающуюся охраны труда в компании;
  • Принимать участие в разработке внутренних локальных актов в части, касающейся охраны труда;
  • Вносить предложения по улучшению качества охраны труда.

Для достижения оптимально эффекта выборные органы должны проводить работу совместно с работниками, занимающимися на предприятии организацией охраны труда.

Общественный контроль за охраной руда на предприятии представляет собой комиссию, состоящую из нескольких человек, либо одного уполномоченного, которые выбираются работниками организации.

Они осуществляют независимый контроль качества охраны труда на предприятии.

Работодатель не имеет права препятствовать работе органов общественного контроля и должен предоставлять им полную и достоверную информацию в части организации охраны труда.

Источник: https://spmag.ru/articles/obshchestvennyy-kontrol-za-ohranoy-truda-na-predpriyatii

Общественный контроль за охраной труда

Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.

***

Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).

Общественный контроль осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • иными представительными органами (представителями).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Права членов комитета (комиссии) по охране труда:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
  • и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
Читайте также:  Как делится совместно нажитое имущество после смерти одного из супругов?

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.

Технические инспекции

  • защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
  • расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
  • рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.

Правовые инспекции

  • контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
  • юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
  • информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
  • взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.

Выборы уполномоченных проводят:

  • на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
  • на срок не менее 2 лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.

Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.

Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:

  • содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Работодатель обязан:

  • создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
  • обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.

Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Комитет (комиссия) по охране труда

Комитет — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.

Комитет (комиссия) является:

  • составной частью системы управления охраной труда;
  • одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).

Члены комитета должны:

  • проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
  • информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.

Задачами комитета по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Войдите, чтобы комментировать

Источник: https://okhrana-truda.com/proverka-po-okhrane-truda/obshchestvennyj-kontrol-za-okhranoj-truda.html

Общественный контроль охраны труда

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Общественный контроль соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 закона «Об основах охраны труда в РФ» профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции и имеют право:

— осуществлять контроль соблюдения работодателями законодательства об ох ране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

— получать информацию от должностных лиц о состоянии условий и охраны труда, о несчастных случаях и профзаболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

Для организации общественного контроля на предприятиях всех форм собственности трудовыми коллективами структурных подразделений выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. При наличии на предприятии не скольких профсоюзов и иных представительных органов каждому из них предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных.

Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за ох раной труда.

Важно

Уполномоченные периодически отчитываются на собрании трудового коллектива и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счёт средств предприятия.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях всех форм собственности рекомендуется создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда (при численности работников более 10 человек).

Комитет создаётся на паритетной основе из представителей работодателей, профсоюзов и иных представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных лиц по охране труда. Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре.

Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии.

Комитет по охране труда организует разработку раздела коллективного договора об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Источник: https://rgrtu-640.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/11.html

Общественный контроль за охраной труда

Работник и работодатель находятся в неравноправном положении. Чтобы устранить этот дисбаланс, проводится контроль ОТ представительным органом работников. В статье мы расскажем, каким образом осуществляются эти мероприятия.

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда

Надзор по ОТ осуществляет специальная структура, создаваемая самими работниками для защиты своих интересов. Такой структурой может быть, например, профсоюз, совет или собрание трудового коллектива, а также любые другие формы легитимных объединений работников.

Читайте также:  Увольнение в связи с призывом в армию

При отсутствии такого формирования контроль осуществляет территориальный или отраслевой орган профсоюзов. Например, всех железнодорожных работников, вне зависимости от регионов, объединяет Желдорпроф, аналогичные структуры созданы и в других отраслях экономики

Эти объединения работников проводят надзорные мероприятия по соблюдению требований ОТ в части медосмотров, обучения, спецоценки, выдачи СИЗ, досрочной пенсии, различных гарантий за работу в тяжелых условиях труда и т.п.

Совет

Общественные органы, защищающие трудовые права работающего населения, также вправе участвовать в расследовании НС с тяжелым исходом как в организациях, имеющих профсоюзы, так и не имеющих такие структуры.

Создаваемые органы «народной власти» внутри организации, также как и профсоюз, имеют право на согласование локальных нормативных актов, касающихся инструкций и правил по охране труда. Их члены могут быть назначены в комиссию по проверке знаний требований ОТ, также их включают в комиссию по расследованию НС и по проведению спецоценки.

Представительный орган создается при наличии инициативы или от работников, или от работодателя. Если такой инициативы не поступает, организация-работодатель или ИП не имеет профсоюзный орган, согласование локальных нормативных документов по ОТ проводится без участия профсоюза.

Согласно 32 статье ТК РФ, каждый работодатель должен обеспечивать деятельность представителей работников в социальном партнерстве в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Это означает, что работодатель по просьбе представителей работников должен предоставить возможность для проведения своих собраний, заседаний, обеспечить кабинетом, оснастить его стульями, обеспечить это помещение электроэнергией, отоплением, местами и т.п.

Права профсоюзов или иных уполномоченных органов работников

Права профсоюзов по охране труда перечислены в статье 20 Федерального закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ. Профсоюзный контроль осуществляют уполномоченные по ОТ, технические и правовые инспекции отраслевого и территориального профсоюза.

Закон № 10-ФЗ дает право для посещения любой организации, если в них трудятся члены профсоюза.

Если произошел тяжелый НС – групповой (2 и более сотрудника), смертельный или с тяжелым исходом (стойкая утрата трудоспособности, потеря органов, инвалидизация работника) – в комиссию по расследованию, возглавляемую главным инспектором Рострудинспекции по месту регистрации работодателя или по месту совершения НС, включается технический или правовой инспектор профсоюза.

Если выявлены правонарушения, которые угрожают здоровью трудящихся, а также их жизни, вне зависимости от того, есть ли у организации-нарушителя профсоюзные органы, члены территориального объединения профсоюза имеют право обратиться в Рострудинспекцию для принятия срочных шагов по предотвращению несчастных случаев. По такому обращению Рострудинспекция обязана организовать внеплановую проверку работодателя.

Обратите внимание

Еще одним правом профсоюзного органа является участие в многоступенчатом контроле ОТ, проводимом в рамках Системы управления охраной труда, причем на третьей ступени.

Третья ступень – это уровень работодателя. Поэтому члены профсоюза вправе вместе со специалистом по ОТ проводить проверки структурных подразделений, учитывать мнение работников.

Общественные органы вправе ходатайствовать не только о наложении дисциплинарных взысканий при нарушениях по ОТ, но и о приостановлении работ до того момента, когда курирующая вопрос Рострудинспекция примет свое окончательное правовое решение.

Мало кто обращает внимание, но в пункте 5 комментируемой статьи указано, что профсоюз может принимать участие в экспертизе безопасности условий труда, а также экспертизе безопасности механизмов и инструментов в период их проектирования и эксплуатации.

Какие нормативные акты устанавливают право на общественный контроль за ОТ

Как мы уже писали выше, общественный надзор по ОТ является одним из элементов Системы управления охраной труда. Участие работников – второй стороны социального партнерства с работодателем – необходимо для обеспечения равноправия в этом партнерстве.

В статье 52 Трудового кодекса указано, что работники вправе участвовать в управлении организацией как сами, так и через своих представителей. К нормативными правовым актам, устанавливающим право на проведение контроля по ОТ со стороны представительного органа работников, относятся:

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Цели, формы и порядок общественного контроля за состоянием охраны труда

Надзор по ОТ со стороны представительных органов работников проводится с целью проверки соблюдения требований охраны труда на рабочем месте сотрудника, в каждом подразделении и организации.

Контроль проводится в отношении:

Надзор осуществляется в формах членства представительных органов в комиссиях по охране труда, по вопросам спецоценки, проверки знаний, расследованию НС.

Документация представительных органов работников по общественному надзору по охране труда заключается в выдаче представлений, предписаний, составлении актов о нарушениях, докладных записок о нарушении требований ОТ.

Собрания и заседания органов фиксируются протоколом. При проведении третьей ступени надзора по охране труда оформляются соответствующие записи в журнал трехступенчатого контроля, который должен быть в наличии на каждом предприятии, на уровне отделов, участков, цехов, мастерских и т.п.

Источник: https://trudohrana.ru/article/103671-18-m8-obshchestvennyy-kontrol-za-ohranoy-truda

Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Главная > Охрана труда > Контроль > Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Проведение мероприятий по охране труда имеет разнообразный характер и сопряжено с различного вида инструктажами, проверками и иными контрольными мероприятиями.

Во время их проведения проверка соблюдения норм и правил безопасности осуществляется со стороны работодателя.

Однако законодательство предусмотрело возможность и общественного контроля со стороны работников и их законных представителей.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ+7 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬЗадайте вопрос бесплатно здесьЭто быстро и бесплатно!

Кроме того, в самом процессе производства представители работников могут и должны осуществлять общественный контроль за нормами и соблюдением условий охраны труда, как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Для этого согласно законодательству представители работников наделены определенными правами и могут выдвигать условия в части организации рабочего процесса и работы в рамках законодательства об ОТ.

Общественный контроль представляет собой комплекс мероприятий по профилактике негативных проявлений на производстве и соблюдению норм и правил охраны труда на предприятии.

Нередки случаи, когда нарушения норм безопасности при производстве происходит при попустительстве или с санкции самого работодателя.

Органы общественного контроля призваны воспрепятствовать нарушению законодательства об охране труда и предотвратить проявление негативных последствий – несчастных случаев на производстве, нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Важно

Законодатель наделяет такие общественные органы не только правом осуществления контроля, но и обращения в государственные органы для восстановления нарушенных прав работников.

Данное понятие закреплено в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных нормативных актах по охране труда.

Наличие органов общественного контроля зависит от размеров предприятия и, в целом, присуще крупным и средним производствам, однако встречается и в малых организациях.

Цели и задачи

Целями и задачами такого контроля на предприятии выступают:

  • Защита прав и законных интересов работников перед руководством предприятия и иными контролирующими органами.
  • Принятие участия в разработке и реализации локальных нормативных актов в области безопасности в организации.
  • Принятие участия в составе комиссий по проведению инструктажей и проверок знаний по ОТ.
  • Проведение профилактических мероприятий в области охраны труда при осуществлении проверок и в соответствии с собственным графиком.
  • Издание обращения и жалобы в соответствующие государственные органы с информацией о допускаемых нарушениях.
  • При возникновении несчастного случая или внештатной ситуации на производстве и нанесении травмы и вреда жизни и здоровью сотруднику общественные органы имеют право представлять его интересы в суде, а также защищать его права и законные интересы.
  • Предъявление представителям руководства организации требования об устранении выявленных нарушений в области и безопасности производства в установленные сроки по результатам проверки или по заявлениям работников.
  • Участвовать при разрешении конфликтных ситуаций и споров между работником и работодателем.

Кто осуществляет на предприятии?

Осуществлением таких полномочий занимается профсоюзная организация рабочих.

Также контроль профсоюзом осуществляется, помимо положений федерального законодательства, внутренними актами организации – коллективным договором, положением о профсоюзной организации и иными актами, имеющими юридическую силу на территории предприятия.

Таким профсоюзом может выступать как отделение на одном предприятии, так и общая организация, объединяющая сотрудников определенной отрасли на территории региона или всей страны.

Главным условием является действительное и эффективное отстаивание интересов сотрудников.

Порядок организации процесса

Порядок организации общественного контроля по охране труда состоит из нескольких этапов:

  1. Проявление конфликтной ситуации или нарушения в области безопасности производства. Такая ситуация может быть как выявлена самой профсоюзной организацией в рамках проводимых мероприятий ( с санкции руководства организации и решения руководства профсоюзного органа), так и в результате внешнего воздействия (несчастный случай на производстве), а также по требованию рабочих.
  2. На основании собственных нормативных актов профсоюз инициирует проведение мероприятий по устранению или разрешению внештатной ситуации или минимизации последствий произошедшего несчастного случая на производстве.
  3. В зависимости от складывающейся ситуации профсоюз может предъявить требования к работодателю или обратиться в надзорные или судебные органы для отстаивания прав сотрудников и возмещения полученного ущерба.
  4. В рамках проводимой проверки профсоюзный орган может составить собственный акт о выявленных нарушениях и потребовать от работодателя немедленного устранения недочетов.

Действия профсоюзной организации во многом зависят от реакции руководства. При достижении соглашения об устранении обращения в государственные органы за восстановлением нарушенных прав не последует

Выводы

Общественный контроль выступает важнейшим способом защиты прав трудящихся на предприятии, выявления и устранения нарушений в области охраны труда и законодательства.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ+7 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬЗадайте вопрос бесплатно здесьЭто быстро и бесплатно!

Источник: https://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/obshhestvenniy.html

Общественный контроль за охраной труда

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И  НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ ВО ВРЕМЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЦЕЛЬ:

Обеспечение здоровья и безопасных условий труда на каждом рабочем месте для работников и обучающихся.

Задачи:

—  организация технических осмотров, испытаний, освидетельствования состояния здания, оборудования, машин и механизмов;

— обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;

— организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

—     организация проверки знаний по вопросам охраны труда;

Читайте также:  Должностная инструкция младшего воспитателя детского сада 2019 по фгос

—   организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно – технического состояния условий и охраны труда;

—  пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приёмов труда, сотрудничество с работниками.         

Организована работа общественных инспекторов, профсоюзного комитета по периодическому контролю за созданием здоровых и безопасных условий труда работникам и регулярным проведением Дней охраны труда.

Особое внимание уделяется проведению инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда, а так же систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости. Ведутся журналы: учёта рабочего времени, дежурства учителей по школе.

 Утверждены «Правила внутреннего трудового распорядка для работников», «Правила внутреннего трудового распорядка для обучающихся» 

ЦЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА:

     Создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций

ЗАДАЧИ:

—  выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

—  оценка состояния условий труда работников, безопасности инструмента,     

    материалов, результативности применения средств защиты работниками;

—   принятие мер по устранению выявленных недостатков.

         В состав общественной комиссии входят три человека, председатель Шаплыко М.С., учитель физики

Организация общественного контроля по охране труда

Совет

 ПОРЯДОК осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  по направлениям  деятельности общественных инспекторов по охране труда при осуществлении общественного контроля

ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по охране труда ПЛАН работы общественной  комиссии  по охране труда на 2019 год

ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране труда

ПЛАН работы общественного инспектора по охране труда на  2019  год

КРАТКАЯ ПАМЯТКА по осуществлению общественного контроля руководителями и представителями первичных профсоюзных организаций

ПАМЯТКА общественному инспекторупо охране труда учреждения образования

РЕКОМЕНДАЦИИ по осуществлению общественного контроля за  проведением инструктажей

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИобщественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в учреждении образования

Источник: https://mir.schools.by/pages/obschestvennyj-kontrol-za-ohranoj-truda

Общественный контроль за охраной труда

На основании Конституции (ст. 37), принудительная работа запрещена. Каждый гражданин имеет право на безопасную работу, оплату и защиту от безработицы. Общественный контроль за охраной труда деятельность, направленная на пресечение подобных нарушений. Занимается этим профсоюз, уполномоченные лица или комиссия.

Зачем нужны подобные организации

Каждое предприятие должно заботиться о безопасности подчиненных во время исполнения обязанностей. Поэтому разрабатывает и утверждает локальные документы. Учесть все нюансы сложно, на практике периодически происходят чрезвычайные происшествия.

Поскольку трудовое законодательство защищает интересы трудящихся, предоставляет право формировать службы охраны труда в организациях (при условии, что численность штата больше 50 человек).

Они анализируют происшествия и разрабатывают предложения, позволяющие минимизировать негативные последствия. Кроме того, не позволяют ущемлять права работников.

Вот, для чего нужен общественный контроль за охраной труда на предприятии.

Какими полномочиями наделены профсоюзы

Профсоюз – добровольная организация, создаваемая с целью представлять или защищать интересы прав трудящихся. Деятельность регламентируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон №10-ФЗ;
  • Трудовой кодекс: статьи 370, 22, 20 и 29.

Основная функция профсоюза предупредить нарушение или восстановить права работников. Специалисты могут провести проверку у любого работодателя, где работает член профсоюза. Основные полномочия:

  1. Добиться справедливого уровня оплаты труда, пособия, стипендии, пенсии и других выплат, положенных гражданину.
  2. Проверка соблюдения норм охраны труда в подразделениях, расследование несчастных случаев и т. д.
  3. Вести коллективные переговоры на разных уровнях власти, заключать договоры и соглашения.
  4. При выявлении факторов, угрожающих здоровью или жизни, инспектор вправе потребовать приостановить работу.
  5. При решении конфликтов, связанными с трудовыми вопросами, специалисты могут принимать участие в разбирательствах.

Профессиональные союзы взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти и другими организациями, которые ведут общественный контроль за охраной труда.

Уполномоченные по охране труда

На основании ч.2 ст. 29 ТК РФ, работники вправе выбирать представителей, которые будут проводить переговоры с работодателем и контролировать соблюдение всех договоренностей. Когда нет профсоюза, общественным контролем за охраной труда могут заниматься уполномоченные на предприятии.

Порядок избрания регламентируется статьей 370 ТК РФ. В зависимости от вида деятельности, может выбираться несколько человек. Они выполняют такие же задачи, как и инспекторы профсоюзов. В чем же разница между ними?

Отличие заключается в том, что инспектор представляет конкретный орган, то есть территориальную или межрегиональную профсоюзную ячейку. А уполномоченные по охране труда любую ассоциацию. Согласно п.1 Постановлению Минтруда №30, избирать их может любой трудовой коллектив, даже не являющийся членом профсоюза.

Что вправе делать уполномоченные лица в целях общественного контроля за охраной труда:

  • проверять мероприятия по охране труда, которые организуются на основании коллективного договора, в результате расследований ЧП и т. п.;
  • принимать участие при проведении испытаний, а также приеме в эксплуатацию техники, оборудования;
  • если возникает угроза здоровью или жизни, специалисты вправе потребовать временно остановить работу;
  • обращаться в контролирующие органы, чтобы назначить наказание виновному лицу.

Доверенные лица периодически отчитываются перед трудовым коллективом о выполненной работе. Если они не выполняют возложенных обязательств, то могут переизбраться до истечения срока действия полномочий.

Комиссия по охране труда

Служба создается с целью координировать действия работодателя и работников так, чтобы не нарушались права обеих сторон, а на рабочем месте были безопасные условия. Проще говоря, такая служба также выполняет функции общественного контроля по охране труда.

Подобные комиссии создаются по инициативе представительного органа, предприятий или трудящихся. Вот какие задачи выполняют подобные органы:

  1. Разрабатывают программы, направленные на предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний.
  2. Помогают провести инструктаж и проверку знаний.
  3. Информируют работников о состоянии условий труда, положенных компенсациях.
  4. Проверяют условия труда, а по результатам оценки разрабатывают предложения по улучшению.
  5. Содействует службе по охране труда на предприятии.

В состав комиссии входит председатель, заместители и секретарь. Комитет создается изданием соответствующего приказа.

Источник: https://buhguru.com/ohrana-truda/obshest-kontrol-okhrana-trud.html

Общественный контроль за охраной труда (из опыта работы)

Уважаемые коллеги! В последнее время чаще стали рассматриваться  вопросы  работы уполномоченных по охране труда.

В статьях рассматриваются теоретические вопросы: кто такой уполномоченный по охране труда, как он выбирается, какие у него права и обязанности и др.

Предлагаем практический материал о том, как осуществляется общественный контроль на предприятиях Башкирии,  рассказывает об этом Леонид ШКАЛЕЙ, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Республики Башкирии.

В бой готов!

— Леонид Давыдович, в какой мере общественный контроль сегодня может влиять на порядок в области охраны труда в организациях?

— Общественный контроль не подменяет ведомственный. Однако законы позволяют профсоюзам в достаточной мере реагировать на различные ситуации на производстве и принимать соответствующие меры. Сегодня мы участвуем в 18 комиссиях по расследованию несчастных случаев.

— Даже если на предприятиях, где проводится расследование, нет профсоюзов?

— В Башкирии около 6 тысяч первичных профсоюзных организаций. Остальные предприятия, к сожалению, ими не охвачены. Однако по Трудовому кодексу мы участвуем в комиссиях и на тех предприятиях, где их нет. Защищаем права простого работника. Например, постепенно отучаем работодателя выдумывать степень вины сотрудника.

Обратите внимание

Такие случаи часто встречались года три назад. Вот и недавно один руководитель пытался уйти от ответственности и установить степень вины. В итоге суд постановил ко всем прочим платам за нарушения заплатить 120 000 рублей пострадавшему за моральный ущерб. Пользуясь случаем, советую работодателям не шутить с этим.

У нас достаточно наработана судебная практика по этому вопросу.

— Слышала, ваш главный лозунг – «выявить и устранить»?

— Да, профсоюз – ближайший помощник работодателя для наведения порядка в области охраны труда. Достаточно взглянуть на структуру профсоюзного контроля в Башкирии: это четкая вертикаль от Совета Федерации профсоюзов до конкретного рабочего места. Между ними есть президиум Совета, техническая инспекция труда.

Технические и нештатные инспекторы разбиты по различным отраслям: авиационная промышленность, здравоохранение, строительство, народное образование и наука и т.д. Первичные профсоюзные организации представлены совместными комитетами и уполномоченными по охране труда. Сегодня на предприятиях республики 11 274 уполномоченных.

Они осуществляют внутренний аудит системы охраны труда.

— Это много или мало?

— На одного уполномоченного в среднем приходится 39 работников. Однако бригады бывают разные – по 5 человек, 15, а где-то по 100… По нашим подсчетам, оптимальное соотношение – 30-35 рабочих мест на контроле одного доверенного лица.

— А как его выбирают?

— Положение говорит: им не может быть бригадир, мастер или сотрудник службы охраны труда. Не может быть инженерно-технический работник, у которого в подчинении есть люди. Уполномоченное лицо – рабочий.

Портрет таков: это мужчина или женщина возрастом в основном за 30 лет, с опытом работы на производстве. Это работник, который пользуется авторитетом в коллективе.

Его выбирают на общем собрании участка, бригады или смены на срок полномочий профсоюзного органа – профгруппы или цехкома. Срок строго не оговорен: может быть 3, 5 и более лет.

Избранное лицо проходит обучение по 40-часовой программе. В республике около сорока учебных лицензированных пунктов. Среди них – Межотраслевой институт. По итогам обучения выдается удостоверение. Элементарные знания по охране труда необходимы, чтобы, так сказать, необстрелянного бойца не отправлять в бой. Плюс мы собираем уполномоченных на семинары повышения квалификации.

Уполномоченные участвуют в трехступенчатом контроле за условиями и охраной труда на предприятиях, в рейдах, проводят самостоятельные проверки.

Также они ежегодно отчитываются перед профсоюзным комитетом. В отчете содержатся сведения о количестве проверок, выявленных нарушениях, выданных предложениях и др. Профсоюз рассматривает эффективность работы доверенного лица. И решает – оставить его или отозвать.

Если он действует в интересах работодателя, то получает соответствующее материальное и моральное поощрение. Например, на предприятиях нефтехимической отрасли есть положение – за высокую эффективность деятельности уполномоченный получает доплату — 20% к тарифной ставке.

Важно

Кроме того, вот уже 14 лет мы проводим смотры-конкурсы на звание «Лучший уполномоченный». Подобные мероприятия есть и на отраслевом уровне. Многие крупные предприятия выявляют лучшего внутри коллектива. Здесь вручаются призы от спонсоров, дипломы. Чем больше заинтересованность сотрудника, тем больше отдача.

А значит, меньше несчастных случаев. Ведь жизнь человека бесценна…

Источник: Газета «Охрана труда и промышленная безопасность»

Если информация оказалось полезной, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Специальная оценка условий труда: пошаговые действия работодателя по окончании ее проведения

Многоступенчатый (трехступенчатый) контроль по охране труда

Докладная записка: как правильно написать

Правила по охране труда в строительстве: применение, состояние и условия труда

Источник: https://olgasofronova.ru/ob-obshhestvennom-kontrole-po-oxrane-truda-iz-opyta-raboty.html

Ссылка на основную публикацию