Коллективные трудовые споры: понятие, порядок их разрешения
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров: 1 этап) Выдвижение требований работников: 1. Требования работников утверждаются на общем собрании (конференции) работников. 2. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Копия требований может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. 2 этап) Рассмотрение требований работников: 1. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. 2.
Работодатель обязан сообщить о принятом решении в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требований. 3 этап) Примирительные процедуры: 1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.2.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) трудового арбитража.
Примечания:
Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные законодательством.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией: 1) Примирительная комиссия создаётся в срок до 3-х рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
Решение о создании комиссии оформляется приказом (распоряжением) работников и решением представителя работников. 2) Комиссия формируется из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе.
3) Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о её создании.
4) Решение примирительной комиссии имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу и исполняется в сроки, установленные решением комиссии. 5) При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника: 1) После составления протокола разногласий стороны могут в течение 3-х рабочих дней пригласить посредника.
При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если стороны в течение 3-х дней не выбрали посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
2) Посредник осуществляет свою работу в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения и завершает её принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: 1) Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
2) Создаётся трудовой арбитраж сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
3) Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 рабочих дней со дня его создания. 4) Рекомендации трудового арбитража по урегулированию трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
Источник: https://students-library.com/library/read/81013-kollektivnye-trudovye-spory-ponatie-poradok-ih-razresenia
Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения и разрешения
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативныхактов.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 — 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.
Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению.
Понятие примирительных процедур дано в статье 398 Трудового кодекса РФ.
Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «момент начала коллективного трудового спора». Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур.
Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение двух рабочих дней со дня получения требований работников не сообщит о своем решении, по истечении этого срока спор также считается начавшимся.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п
В соответствии со статьей 401 Трудового кодекса РФ рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.
Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии (в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства — в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора).
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.
Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.
В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.
Трудовой кодекс РФ устанавливает трехдневный (в рабочих днях) срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства, а на иных уровнях социального партнерства – пятидневный срок.
Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые разногласия (не нашедшие отражения в протоколе разногласий) или новые требования (не заявленные ранее) не должны выдвигаться.
Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон.
Если в ходе работы примирительной комиссии стороны не смогли достичь соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо достигли согласия лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, фиксирующий неурегулированные разногласия и дальнейшие намерения сторон (п. 19 Рекомендаций).
При не достижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.
При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Посредничество является одной из примирительных процедур.
Ее особенность заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов решения спора.
Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой для заключения соглашения о разрешении коллективного трудового спора.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законодательством не установлен. Это прерогатива сторон и самого посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.
Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.
Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Трудовой арбитраж создается в следующих случаях:
— после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;
— после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;
— после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т.п.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Однако, в случаях, когда не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.
В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора.
Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по урегулированию спора. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.
135. Порядок образования примирительных органов.
Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии (в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства — в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора).
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.
В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.
Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
е позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.
При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.
При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
Источник: https://cyberpedia.su/17x23cc.html
Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
Понятие коллективного спора
Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах
Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией
Разрешение коллективного спора с участием посредника
Рассмотрение коллективного спора в арбитраже
Понятие коллективного спора
Как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры представляют собой разногласия между работодателями и сотрудниками. При этом конфликты коллективного характера обладают следующими обязательными признаками:
- Имеется особый субъектный состав: работодателю либо группе работодателей противостоит коллектив работников, объединенных интересами в профессиональной сфере (или представительный орган);
- Вопрос, составляющий предмет спора, относится к причинам разногласий, приведенным в определении понятия коллективного спора (ст. 398 ТК РФ), а именно:
- неудовлетворенность персонала условиями труда, требования об их изменении (к примеру, о повышении оплаты за труд);
- споры по поводу заключения, реализации условий коллективного договора (в частности, когда работодатель создает препятствия к заключению договора посредством уклонения от переговоров либо иным способом);
- реакция на отказ работодателя учитывать мнение сотрудников в ходе утверждения локальных нормативных актов (например, если правила трудового распорядка не направлены для согласования профсоюзной организации).
ВАЖНО! В отношении такой причины спора, как неудовлетворенность условиями труда, речь идет только о тех условиях, которые установлены работодателем, а не действующими правовыми актами.
Только применение субъектного и предметного критериев в совокупности позволяет идентифицировать коллективный спор, отграничить его от индивидуального. Например, ненадлежащее исполнение коллективного договора в отношении 1 работника уже будет квалифицировано как индивидуальный конфликт и подлежит урегулированию в порядке гл. 60 ТК РФ.
Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах
В доктрине нет единого подхода к выделению видов коллективных конфликтов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты классификации.
Предмет конкретного разногласия в трудовой сфере является не только признаком, позволяющим отнести его к коллективным спорам, но и выступает в качестве критерия классификации таких споров на группы:
- споры об условиях деятельности;
- споры о заключении коллективных договоров.
Кроме того, в зависимости от уровня отношений, на котором возникли разногласия, выделяются следующие трудовые споры коллективного характера:
- локальные (в рамках компании);
- региональные;
- федеральные.
Нормативное регулирование коллективных споров за последние годы значительно преобразилось. В связи с внесением в 2006 году изменений в ТК РФ утратил действие ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ.
Источник: https://rusjurist.ru/kadry/trudovye_spory/kollektivnye_trudovye_spory_i_poryadok_ih_razresheniya/
Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их разрешения
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Порядок рассмотрения трудового спора– это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением.
1. Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Спор рассматривается в удобное нерабочее время и обязательно в присутствии работника-заявителя.
Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному заявлению работника.
Если работник вторично без уважительных причин не явится на заседание комиссии, КТС может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.
2. Порядок рассмотрения трудовых споров в судеопределен ГПК РФ. Роль суда в сфере трудовых отношений значительна. Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право на судебную защиту согласно ст. 37 и 46 Конституции РФ.
Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины и условия данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению.
Суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих правонарушениям.
3.
Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органаминадо отличать от рассмотрения вышестоящим органом или администрацией любой жалобы на действия нижестоящих хозяйственных руководителей, которую они рассматривают в установленном административным правом порядке. Закон не запрещает работнику или трудовым коллективам обращаться с жалобой на действия должностных лиц, в том числе и по вопросам, которые они могут оспаривать как трудовые споры в юрисдикционных органах. Такая жалоба должна быть рассмотрена в 20-дневный срок.
Порядок разрешения коллективного трудового спорасостоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:
1) рассмотрение спора примирительной комиссией. Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора;
2) рассмотрение спора с участием посредника. Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору;
3) рассмотрение спора трудовым арбитражем. Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.
108. Порядок образования примирительных органов и рассмотрение в них коллективных трудовых споров.
Согласно ст.
398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполненияколлективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
§ рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
§ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
§ рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.
Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.
В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст.
406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме.
Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций.
Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.
287. Порядок образования примирительных органов и рассмотрения в них коллективных трудовых споров.
Статья 402 ТК РФ определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.
Источник: https://lektsia.info/6x88ec.html
Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГИУ)
Институт Дистанционного Обучения
Курсовая работа
Дисциплина: «Трудовое право»
Вариант (тема): «Коллективные трудовые споры и порядок
их разрешения»
Специальность (направление): 521 400 «юриспруденция»
Группа: Вз 01ю21
Студент: Рыбак О. Е.
Преподаватель: Иванов В. И.
г. Вязьма
2004 г.
План
Введение……………………………………………………….стр.3
Коллективные трудовые споры
и порядок их разрешения……………………………………стр.6
Заключение……………………………………………………стр.31
Литература……………………………………………………стр.33
Введение.
Основу всякого человеческого общества составляет труд. Именно трудом граждан создаются материальные и духовные ценности, приумножается национальное богатство нашей страны. Общество может распределять лишь то, что произведено. Поэтому чем выше результаты труда, тем полнее удовлетворяются общественные потребности, тем выше жизненный уровень российских людей.
Отсюда становится понятно, какую большую роль играет законодательство о труде. Регулируя трудовые отношения всех рабочих и служащих, оно содействует росту производительности труда, улучшению качества продукции, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества.
Одновременно оно устанавливает высокий уровень труда, охрану трудовых прав рабочих и служащих.
Трудовое законодательство – единственная отрасль законодательства, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу – людей, являющихся носителями рабочей силы, но и защитить их в процессе трудовой деятельности и безработицы. Под влиянием системы норм трудового законодательства формируется механизм социальной защиты работников, развиваются права человека в сфере труда, которые общество и государство обязаны совершенствовать.
Таким образом, законодательство о труде призвано способствовать ускорению социально-экономического развития нашей страны.
В нашей стране трудовые отношения строятся на основе товарищеского сотрудничества. Между работниками и администрацией нет и не может быть трудовых конфликтов, вытекающих из противоречий между трудом и капиталом. Однако трудовые споры все-таки возникают.
И очень часто из-за незнания трудового законодательства работниками и администрацией, а иногда и из-за того, что трудовые обязанности рабочих и служащих определены недостаточно четко, в связи с чем у работников и администрации складывается о них разное мнение.
Причиной, порождающей трудовой спор, является также и неуважение к закону, нежелание считаться с его требованиями, которое можно наблюдать как со стороны некоторых представителей администрации, так и работников. Знание трудового законодательства, его неукоснительное исполнение является важным условием предотвращения трудовых споров.
Предметом трудового права являются трудовые и тесно с ними связанные отношения (производные от трудовых). В процессе регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия.
Это может быть как спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.
Трудовые споры — это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства.
Вместе с тем сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельным работником и предприятием нельзя. Понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом, и администрацией.
Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не урегулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора.
И, наконец, трудовые споры – это не просто разногласия между субъектами трудового права, а особая их стадия, поскольку в состоянии разногласий, неудовлетворенности поведением друг друга можно находиться если не все юридически значимое время (с момента возникновения до момента прекращения правоотношения), то значительную его часть.
Поэтому в определение трудовых споров обычно вводится признак, указывающий на неурегулированность разногласий, т.е. трудовые споры, определяются как неурегулированные разногласия между субъектами трудового права.
Но и этот признак трудно назвать определяющим, так как он не всегда устанавливает момент, с которого можно считать разногласия неурегулированными. В индивидуальных трудовых спорах таким моментом является обращение в соответствующий юридический орган за разрешением спора.
Только с этого момента возможные разногласия приобретают характер трудового спора.
Применительно к коллективным трудовым спорам, центр его тяжести, поскольку сам спор может повлечь за собой различные негативные последствия, социальную напряженность в обществе, переносится на примирительные процедуры, попытку не допустить конфликта; моментом начала спора является либо день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщения работодателям своего решения в установленный законом срок, либо дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
В основе классификации трудовых споров может лежать:
1) вид правоотношения, из которого возник спор, и тогда следует говорить о трудовых спорах в широком смысле (между субъектами трудового права, т.е. возникающими не только из трудовых правоотношений, но и производных от них) и в узком (между субъектами трудового правоотношения).
Дополнительным определяющим признаком здесь является и субъект (сторона правоотношения), который заявил о своем споре в соответствующий юрисдикционный орган. Так, в том же трудовом правоотношении субъектом спора может быть как работник, так и администрация в зависимости от того, кто обратился за разрешением спора, чьи права действительно или мнимо нарушены;
Коллективные трудовые споры
и порядок их разрешения.
Основная группа споров возникает из трудового правоотношения, жалующейся стороной чаще всего является работник, и эти споры носят, как правило, исковой характер.
По признаку подведомственности можно выделить три вида разбирательств этих споров:
1) общий порядок, который включает в себя последовательное рассмотрение спора в суде. Рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решение и спор не будет перенесен в суд. В других случаях одна из сторон (а может быть и обе) вправе обратиться в суд в связи с неудовлетворенностью решением комиссии;
2) судебный порядок, при котором рассмотрение трудового спора начинается непосредственно с обращения в суд, минуя комиссию по трудовым вопросам;
3)особый порядок, при котором отдельные категории споров либо трудовые споры работников определенных категорий рассматриваются в соответствии со специальными процессуальными нормами;
Другую значительную группу составляют коллективные трудовые споры, возникающие из организационно-управленческих и социально-экономических отношений в сфере труда.
Конфликтующей стороной чаще всего является трудовой коллектив одного или нескольких предприятий.
Предметом спора могут быть разногласия как по поводу установления условий труда, так и в связи с применением действующего законодательства.
Действующее законодательство устанавливает особый порядок разрешения коллективных трудовых споров, основные положения изложены в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», введенном в действие с 5 декабря 1995 г.
Коллективными могут быть споры о применении нормативных актов, коллективных и трудовых договоров. Классификация трудовых споров имеет значение для определения их подведомственности – для каждой группы установлен определенный порядок рассмотрения и орган, полномочный разрешить этот спор.
Законодатель, учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов трудящихся, переносит акцент в регулировании коллективных трудовых отношений на недопущение социальной напряженности, на достижение согласия между работниками и предпринимателями, социальное партнерство между ними. В Законе о порядке разрешения коллективных трудовых споров подчеркивается целесообразность достижения соглашения между сторонами сначала на основе переговоров их представителей, после чего должны быть использованы определенные примирительные процедуры.
Источник: https://diplomba.ru/work/125851
Коллективные трудовые споры и порядок их решения
«………-Вы уволены! »- как часто в нашей сегодняшней жизни мы слышим эту фразу. Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защитить себя и отстоять свои права?
Но ведь и самом деле люди знают только то что хотят знать, что нужно им в данный момент, и не заинтересуй их, они отвернуться от тебя. Зачастую люди о Праве рассуждают так: «…..зачем мне нужно его знать? Ведь на это есть юристы.
» Затем отвечу я этим людям, что мы живем в обществе у которого есть свои законы, которые мы сами создали, что бы жить с большой пользой для себя и не мешать окружающим, и незнание этих законов может поставить в тупиковую ситуацию или еще хуже обернуться для Вас во вред.
Понятие трудового спора, общая характеристика
Трудовые споры — это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений.
Различают два вида трудовых споров:
· Индивидуальные
· Коллективные
Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера. Индивидуальные трудовые споры искового характера возникают по вопросам нарушения права. Неискового характера трудовые споры- это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда.
Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:
-комиссиями по трудовым спорам;
-районными (городскими) народными судами.
Статья 201 КЗОТ в ее новой редакции внесла принципиальные изменения в состав органов, рассматривающих индивидуальные споры.
Во-первых, из состава этих органов были исключены профсоюзные комитеты предприятий, которые представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами.
Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам.
Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде и др. Законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР.
Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных(городских) народных судах претерпел существенные изменения. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 113 ГПК Законом РФ от 29.05.92 дела по трудовым правоотношениям, кроме дел по восстановлению на работе, во всех случаях рассматриваются судьёй единолично.
В соответствии со ст.
6 ГПК в ее новой редакции дела о восстановлении на работу рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого, или коллегиально, если кто-либо из лиц, участвующих в деле, до начала рассмотрения дела по существу возразит против единоличного его рассмотрения. Комиссия по трудовым спорам — первая инстанция по рассмотрению трудовых споров.
Статья 203 КЗОТ:
«Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.
Источник: https://zonazakona.ru/articles/index.php?a=40